![]() |
Модераторы: Partizan, gambit |
![]() ![]() ![]() |
|
arilou |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() Великий МунаБудвин ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Экс. модератор Сообщений: 2646 Регистрация: 15.7.2004 Где: город-герой Минск Репутация: 21 Всего: 61 |
.NET глазами дельфийца. C#
опубликовано: 27.03.2002 14:46 Учитывая то, что C#, как и Delphi, выступает одновременно в двух качествах, т.е. с одной стороны, является семантически строго определенным языком программирования и, с другой стороны, использует поставляемые в составе .Net библиотеки классов и компонентов, на первом этапе имеет смысл сконцентрироваться на самом языке программирования, т.к. изучение и сравнительный анализ библиотек классов - гораздо более объемная работа. .Net глазами дельфийца - первые впечатления. Введение При знакомстве с новым языком программирования любого программиста в первую очередь интересует семантическая основа языка, т.е. насколько его выразительные возможности позволяют реализовать привычные логические конструкции. Учитывая то, что C#, как и Delphi, выступает одновременно в двух качествах, т.е. с одной стороны, является семантически строго определенным языком программирования и, с другой стороны, использует поставляемые в составе .Net библиотеки классов и компонентов, на первом этапе имеет смысл сконцентрироваться на самом языке программирования, т.к. изучение и сравнительный анализ библиотек классов - гораздо более объемная работа. Чего нет в C# Отсутствие в C# некоторых вещей обусловлено тем, что C# является <чисто> объектным языком программирования, а Delphi - гибридным. Тем не менее, в C# или имеются, или могут быть легко реализованы самостоятельно практически все семантически эквивалентные конструкции. Итак, C# не предоставляет следующие возможности (их рассмотрение не вошло в настоящий документ в силу или второстепенного значения, или наличия семантически эквивалентных реализаций в библиотеке CLR):
Если считать, что процедуры - это просто функции, которые не возвращают никакого значения, то семантическая нагрузка процедур и функций в Delphi одинакова. Это - выполнение некоторого фрагмента кода, который, возможно, зависит от входных параметров:
В C# семантическим эквивалентом процедур и функций выступают статические методы классов.
Глобальные константы Семантическая нагрузка в Delphi - определение значений примитивных типов данных, доступных из любого места кода и неизменяемых в процессе выполнения программы.
Семантический эквивалент в C# - статические константы.
Кроме статических констант C# предоставляет механизм статических полей <только для чтения>, который позволяет программисту использовать в качестве констант не только примитивные значения, но и объекты. Пример кода:
Глобальные переменные Семантическая нагрузка в Delphi - формирование объектов программы (как примитивных типов, так и сложных), доступных из любого места кода и, возможно, изменяемых в процессе выполнения программы.
Семантический эквивалент в C# - статические поля классов.
Предварительное объявление типов Предварительное объявление типов на самом деле не предусмотрено общей теорией объектно-ориентированного программирования и является частным решением Delphi, направленным на ослабление правила, которое было введено еще в классическом Pascal, - <все типы данных, используемые для построения сложных типов, должны быть или примитивного типа, или описаны до их использования>. Пример кода на Delphi:
В C# предописание типов не требуется, т.к. в пределах области видимости классов (обрамляющий класс, пространство имен) порядок объявления несущественен. Такое решение упрощает написание кода:
Типизированные константы Типизированные константы в Delphi позволяют хранить не только значения примитивных типов, но и массивы, записи, а также указатели, включая указатели на процедуры и функции:
В C# константы всегда типизированы - как при использовании модификатора const, так и readonly. В Delphi при использовании директивы компилятора {$J+} (установлено по умолчанию) типизованные константы ведут себя как обычные переменные, которые инициализируются одновременно с описанием, т.е. их значение может быть изменено в ходе выполнения программы:
В C# действуют более строгие правила - если константа, то поменять ее значение невозможно. Если же используется поле <только для чтения>, то его содержимое может быть изменено в контексте объекта:
При использовании типизованных констант в качестве инициализируемых переменных в области видимости подпрограммы (метода, процедуры, функции) в Delphi наблюдается недокументированный побочный эффект - данные, записанные в локальные типизованные константы, сохраняются между вызовами подпрограмм:
Результаты вывода: 1, 2, 3 В C# подобный побочный эффект отсутствует. Вообще, стандартизация C# в качестве международного стандарта (ECMA, 2001 год) гарантирует отсутствие побочных эффектов. Поэтому если в программе C# необходимо сохранять некоторое состояние между вызовами подпрограмм (методов), используются стандартные средства, в частности, статические или обыкновенные поля классов. Const-параметры В Delphi семантический смысл const-параметров заключается в указании компилятору на возможность оптимизации передачи в функцию (процедуру, метод) неизменяемой ссылки на некоторый объект программы. Так, например, конструкция типа:
означает, что в качестве параметра процедуры будет передаваться ссылка на строку (при этом копирования содержимого строки в стек вызова процедуры не происходит). Кроме того, содержимое строки S внутри процедуры изменить нельзя. В C# не предусмотрено прямого эквивалента const-параметров. Тем не менее, в случае необходимости может быть построена семантически эквивалентная конструкция (аналогия вышеприведенному примеру):
Приведенный код иллюстрирует использование классов-<оберток> (т.н. wrappers) и полей <только для чтения>. Указатели В Delphi указатели чаще всего используются для <тонкого> управления такими конструкциями, как записи. В частности, при передаче записи в качестве параметра в подпрограмму (процедуру, функцию или метод) происходит побайтное копирование в стек вызова, что может приводить к серьезным накладным расходам. Альтернативное решение - передать в качестве параметра указатель на запись и уже через него внутри подпрограммы получить доступ к элементам записи. В C# приведенный пример использования указателей на записи более изящно и безопасно реализуется с использованием такой конструкции, как struct. Структуры, как и записи Delphi, могут использоваться для хранения данных и, что более важно с точки зрения семантики, являются объектами, передаваемыми не по ссылке, а по значению. На самом деле, в C# имеется всего лишь одна возможность использовать указатели - т.н. <небезопасный> код (unsafe code). Особенности его использования определены в стандарте C# достаточно подробно (спецификация C#, приложение A). Однако, необходимо отметить, что в практическом программировании редко приходится использовать указатели для иных целей, кроме оптимизации производительности. Поэтому, учитывая классическое правило <80/20> (<80% пива выпиваются двадцатью процентами населения>, или <80% используемых ресурсов программы приходится на 20% кода>, или <80% объема работы позволяет улучшить производительность только на 20%>), можно акцентироваться на оптимизации кода (в терминах C# - использование небезопасного кода) только при необходимости и только тогда, когда выявлены те самые 20% кода, которые используют 80% ресурсов. Чего нет в Delphi Теперь можно рассмотреть те преимущества, которые имеет C# по сравнению с Delphi (порядок перечисления произволен и ни в коей мере не отражает объективные приоритеты или субъективные предпочтения):
Возможность описания переменных в коде программы пришла в C# из C++. Пример кода:
В этом примере продемонстрированы сразу несколько возможностей, отсутствующих в Delphi:
Пример кода, иллюстрирующий возможность передачи в метод переменного количества параметров:
В Delphi отсутствие переменного количества параметров можно частично скомпенсировать либо использованием значений параметров по умолчанию, либо передачей в качестве параметра открытого массива. Однако в первом случае все равно количество параметров ограничено и должно быть определено при написании соответствующей подпрограммы. Во втором же случае, хотя и наблюдается сходство с C#, есть существенные ограничения:
При программировании в терминах объектов Delphi приходится постоянно учитывать, когда создаются объекты определенного класса и, что еще важнее, кто и когда их удаляет. Ситуация несколько упрощается при построении визуальных приложений и использовании компонентов - установив компонент на форму (или модуль данных), тем самым мы определяем механизм создания и удаления объектов соответствующего класса, когда форма-владелец создает объект в процессе своей инициализации и удаляет его в момент своего удаления. При построении невизуальных приложений (например, реализация бизнес-правил на промежуточном слое многоуровневого приложения) можно использовать механизм автоматического удаления COM-объектов или <интерфейсных> объектов (объектов, являющихся наследниками от TInterfacedObject). Впрочем, необходимо признать, что автоматическое удаление объектов в Delphi реализовано не лучшим образом, т.к.:
Рассмотрим простую семантическую конструкцию - загрузку списка объектов. В Delphi типичная реализация выглядят примерно так:
На самом деле из-за ограничений Delphi (TObjectList не может удаляться автоматически) семантика приведенного кода разбивается на две отдельные фазы:
Строго говоря, в приведенном коде C# даже два преимущества:
Поля классов <только для чтения> В Delphi для того, чтобы реализовать концепцию <поле только для чтения>, можно использовать свойства (properties), при этом приходится писать нечто подобное:
Поля <только для чтения> в C# введены на уровне языка:
Разница между (статическими) константами и полями <только для чтения> заключается в том, что если константы могут быть вычислены на стадии компиляции, что справедливо, например, для простых типов, то значения полей <только для чтения> определяются только на стадии выполнения программы. Это приводит к интересным последствиям. В стандарте C# рассматривается ситуация, когда имеется библиотека и использующая ее программа, компилируемые раздельно. Если в библиотеке использовать константу, то при изменении ее значения (и перекомпиляции библиотеки) нужно перекомпилировать и программу. Если же использовать поле <только для чтения>, то программу перекомпилировать не обязательно, т.к. значение поля определяется на стадии исполнения. Индексаторы В Delphi можно реализовать свойство класса типа массив и, установив для него атрибут default, получить некоторое подобие индексатора:
Тогда в коде можно использовать две эквивалентные конструкции:
Вторая строка как раз и демонстрирует основную идею индексаторов C# - возможность обращаться к объекту как к массиву. Однако в Delphi есть существенное ограничение - можно использовать только одно свойство (типа массива) по умолчанию. В C# можно реализовать произвольное количество индексаторов для класса:
Делегаты В Delphi обработчики событий играют роль делегатов - <делегируют> реальную работу внешнему объекту. Однако из-за того, что Delphi является гибридным языком программирования, встречаются ситуации, когда семантически эквивалентные задачи реализуются разными способами. Так, например, в класса TList при сортировке используется указатель на функцию сравнения элементов:
Т.е. на самом деле задача сравнения элементов списка также <делегируется> функции, внешней по отношению к объекту TList. Такая семантическая неоднозначность отнюдь не упрощает программирование. В C# реализован более общий и однозначный подход - делегаты:
Причем в качестве реализации делегата может выступать как статический, так и обычный метод. Возможность реализации модели обработки событий <один-много> Хотя по умолчанию в C# компоненты реализуют схему подключения обработчиков событий <один-к-одному>, при необходимости может быть реализована модель <один-много>. Основа такой возможности заключается в том, что в качестве обработчиков событий используются делегаты, а их подключение к компоненту реализуется с помощью перегружаемого метода:
Приведенный код взят из спецификации C# и, хотя выглядит относительно объемным, прозрачно иллюстрирует возможность использования произвольного внутреннего механизма для хранения ссылок на обработчики и подключения произвольного количества внешних обработчиков. Цикл foreach Цикл foreach перенят в C# из Visual Basic. Получилась довольно удобная вещь:
Семантически аналогичный код в Delphi выглядит более громоздким из-за необходимости использовать итератор (переменная I), а также (в общем случае) вычислять границы массива:
Статические конструкторы Некоторый семантический аналог статическим конструкторам в Delphi - секция initialize. К сожалению, в Delphi порядок вызова секций initialize соответствует порядку подключения модулей. Такая практика может приводить к неожиданным ошибкам - первоначально рассчитывая на конкретный порядок подключения модулей, можно случайно в процессе разработки изменить этот порядок и в результате, например, получить обращение к несуществующему или некорректно инициализированному глобальному объекту программы. C# предоставляет более строгое объектное решение, которое, в частности, позволяет управлять правами доступа:
В C# порядок работы статического конструктора определен только на уровне класса, при наличии же нескольких классов со статическими конструкторами порядок их активизации не фиксирован. Такой подход заставляет более тщательно проектировать программу с самого начала и исключает появление в последующем ошибок, аналогичных описанной выше. Операторы классов Операторы классов в C# почти эквивалентны операторам классов в C++:
По сравнению с C++ в C# строго и однозначно определен порядок реализации пользовательских правил преобразования объектов (преобразования рассматриваются как частный случай операторов). Примечание: Delphi не имеет механизмов, эквивалентных операторам классов. Структуры Структуры в C# аналогичны записям в Delphi в том смысле, что являются данными, передаваемыми по значению, а не по ссылке. На самом деле семантика структур в C# ближе к классам, за исключением двух основных ограничений:
Использование структур может как повысить производительность программы (например, при размещении большого количества мелких объектов лучше использовать структуры), так и ухудшить ее (если используется структура, содержащая большие объемы данных, то при передаче ее в качестве параметра будет выполняться лишнее копирование). Существует эмпирическое правило: если объем данных меньше 16 байт, то для их хранения лучше использовать структуру, если больше - класс. Атрибуты Интереснейшая возможность C#, отсутствующая как в Delphi, так и в других наиболее популярных языках программирования (VB, C++, Java), - атрибуты:
Атрибуты похожи на свойства классов Delphi, за исключением того, что их значения устанавливаются на стадии компиляции и в процессе выполнения программы могут быть только считаны. Однако сфера применения атрибутов в поставляемой библиотеке классов CLR весьма широка - от хранения вспомогательной информации декларативного характера до обеспечения совместимости объектов .Net с COM (атрибуты совместимости с COM описаны в приложении B спецификации C#). Привычки, сформированные под влиянием Delphi, не позволяют даже сразу придумать, для чего можно использовать атрибуты, однако поле деятельности здесь просматривается широкое - от отслеживания версий алгоритмов до контроля за совместимостью программ. Возможность использовать русский язык для имен объектов программы В соответствии со спецификацией C# для именования объектов программы (классы, методы, переменные и пр.) используются символы Unicode. Отсюда следует (и реально проверено), что в качестве имен можно использовать русские названия, например:
Конечно, использование русского языка в коде программы - вопрос спорный. Тем не менее, такая возможность есть. Использовать же ее или нет - вопрос стандартов написания кода в пределах рабочей группы (отдела, предприятия, корпорации). Заключение Безусловно, изложенные выше моменты не могут претендовать на абсолютную полноту и глубокую детализацию. Тем не менее, даже на их основе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
Прежде чем создать тему, посмотрите сюда: | |
|
Используйте теги [code=csharp][/code] для подсветки кода. Используйтe чекбокс "транслит" если у Вас нет русских шрифтов. Что делать если Вам помогли, но отблагодарить помощника плюсом в репутацию Вы не можете(не хватает сообщений)? Пишите сюда, или отправляйте репорт. Поставим :) Так же не забывайте отмечать свой вопрос решенным, если он таковым является :) Если Вам понравилась атмосфера форума, заходите к нам чаще! С уважением, mr.DUDA, THandle. |
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) | |
0 Пользователей: | |
« Предыдущая тема | Общие вопросы по .NET и C# | Следующая тема » |
|
По вопросам размещения рекламы пишите на vladimir(sobaka)vingrad.ru
Отказ от ответственности Powered by Invision Power Board(R) 1.3 © 2003 IPS, Inc. |