Поиск:

Ответ в темуСоздание новой темы Создание опроса
> Автобусы в СССР, рублика просто Интересно 
:(
    Опции темы
irinazanuda
Дата 20.3.2011, 09:06 (ссылка) |    (голосов:2) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



Автобус во времена Советского Союза - это больше, чем просто автобус. Первым городским общественным транспортом еще при батюшке царе была конка, а затем ее сменил трамвай. Однако устройство трамвайных линий — дело хлопотное, даже в крупных городах. Не везде возможно устроить и троллейбусные пути. Зато автобусу достаточно только более или менее ровной и твердой дороги, можно даже грунтовой. Производством автобусов в СССР занимались сорок три предприятия — как специализированных, так и таких, которые выпускали небольшие опытные партии. Да еще мы закупали автобусы за границей. Окинуть взглядом весь советский автобусный парк было бы непросто — поэтому остановимся на основных и самых известных моделях и производителях.
user posted image
Дедушкой отечественного автобуса можно считать АМО-Ф15, выпускавшийся в 1926–1931 годах на заводе «Автомобильного Московского общества» (с 1931 года — «ЗИС», с 1956 — «ЗИЛ»). Этот малыш имел размеры современного маршрутного такси и вмещал 14 человек. Вот только двигатель на нем стоял мощностью всего в 35 л. с. — то есть даже слабее, чем у «Запорожца»! Но как же он выручил наших бабушек и дедушек, которые, наконец, смогли добираться до работы не пешком или на извозчике (если средства позволяли), а на настоящем «моторе»!

А в 1934 году на улицы советских городов въехали ЗИС-8, созданные на базе грузовика ЗИС-5, ставшие первыми массовыми отечественными автобусами. Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8–10 стоячих пассажиров. 73-сильный двигатель разгонял автобус до 60 км/час, что было достаточно для городского транспорта. По чертежам завода ЗИС-8 выпускали в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и других городах, монтируя кузова на готовые шасси. До конца 30-х годов ЗИС-8 были основой автобусного парка Москвы. Они же стали первыми советскими автобусами, которые выпускались на экспорт: в 1934 году партия из 16 машин ушла в Турцию.
А еще на базе ЗИС-8 выпускали специальные фургоны для работы в городской черте: хлебовозы, рефрижераторы. Кстати, в известном сериале «Место встречи изменить нельзя» в роли милицейского автобуса по прозвищу «Фердинанд» выступил именно ЗИС-8.
user posted image
Весной 1938-го года начался выпуск новой модели: на той же базе, однако с 85-сильным двигателем, увеличенным салоном на 27 сидений и округлыми формами корпуса. Она получила название ЗИС-16. Развитие автобусного сообщения шло нарастающими темпами — в 1940 году они перевезли свыше шестисот миллионов пассажиров.
Во время войны большинство автобусов были мобилизованы на фронт, где их использовали в качестве штабных и санитарных автобусов, а также — передвижных радиостанций. А те, что продолжали работать на городских маршрутах, в условиях нехватки топлива частично перешли на газ. Он вырабатывался из торфа или деревянных чурок в газогенераторных установках, которые устанавливались на специальных тележках и катились позади автобусов как прицепы. Одной «заправки» хватало как раз на маршрут, после чего на конечной остановке водитель снова подбрасывал в газогенератор дрова.
user posted image
С возвращением к мирной жизни в послевоенные годы потребовался и новый городской транспорт. Конечно, малогабаритные довоенные автобусы имели важное преимущество: в них не набивалась толпа из полутора сотни едущих со смены рабочих или дачников, которую время от времени «пропахивал» орущий кондуктор. В отличие от трамваев, в автобусах редко можно было увидеть давку: в небольшом салоне мирно и с некоторым даже комфортом ехали двадцать — двадцать пять человек, которые дисциплинированно входили через одну дверь, а выходили через другую, не толпясь и не ругаясь.
Но идилия длилась недолого: рост городов, введение автобусного сообщения на всех возможных маршрутах (даже к деревням с населением в полсотни человек) вызвало и рост числа пассажиров. А они, пользуясь небывалой дешевизной проезда (в 80-е годы он обходился пять копеек в городе, 15-50 в области), зачастую ленились пройти одну остановку пешком и садились в автобусы и троллейбусы. Поэтому появилась потребность в более вместительных городских автобусах.
Очень оригинальной, полной технологических новшеств была одна из первых послевоенных моделей — ЗИС-154, выпускавшийся с 1947 по 1950 год. Корпус без привычного пассажирам капота, необычной для тех времен формы, большой салон (34 сидения). Его кузов выполнялся не из дерева, и даже не из жести, а из алюминия — что было для тех времен настоящей сенсацией. Кроме того, он оснащался дизель-электрической силовой установкой (110 л.с.), которая обеспечивала высокую плавность хода. Пассажиров удивило поначалу и то, что автобус двигался без привычных рывков и захлебывания двигателя, точно плыл над дорогой.
user posted image


PM MAIL   Вверх
irinazanuda
Дата 20.3.2011, 09:28 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



Спустя два года на смену ему пришел более простой и дешевый собрат — автобус ЗИС-155. На метр сократилась длина салона, до двадцати восьми — число сидений, простой карбюраторный двигатель развивал 95 л.с. Однако дешевизна этих машин, выпускавшихся с 1949 по 1957 год, позволила быстро обновить устаревший довоенный парк.
user posted image
Одним из самых распространенных городских и пригородных автобусов в течение нескольких десятилетий был ЛиАЗ-677, выпускавшийся на Ликинском автобусном заводе с 1968 по 1994 год (всего их произведено около двухсот тысяч штук). Он получил ряд медалей выставок, был признан одним из лучших автобусов советского производства — но пассажиры все равно были недовольны.
user posted image
Во-первых, в нем было всего 25 (позже 40) сидячих мест, из-за чего между пассажирами, бывало, возникали всяческие споры, а также нарекания в адрес конструкторов — мол, неужели не могли лишнее сидение поставить? Ведь в итоге автобус получился, в основном, для проезда стоя. Во-вторых, при расчетной вместимости 110 пассажиров, в него могло набиться до 250 — особенно в часы пик. Причем только на ступеньках умудрялись разместиться до десяти человек! Ну, а в-третьих, автобус развивал небольшую скорость, особенно если шел в гору или был перегружен. По меткому замечанию пассажиров — словно его волы тянули. Хотя топливо потреблял с большим аппетитом: до 45 литров на 100 км в городском цикле движения!



PM MAIL   Вверх
irinazanuda
Дата 20.3.2011, 09:44 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



user posted image
Безразмерная вместимость ЛиАЗ-677, в который всегда могли поместиться еще несколько пассажиров, и была его главным достоинством. Это очень здорово разгружало маршруты, да и опаздывающие граждане всегда могли запрыгнуть даже в битком набитый автобус — благо его двери со слабым пневматическим механизмом можно было открыть рукой и без особых усилий.
user posted image
PM MAIL   Вверх
irinazanuda
Дата 20.3.2011, 10:19 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



И только конструкторы Горьковского и Курганского заводов продолжали консервативно придерживаться довоенных стандартов, выпуская автобусы на базе грузовиков. Неказистые с виду, они были очень востребованы – их охотно приобретали предприятия, колхозы, школы. Подвезти работников (что было удобней, чем ехать на лавках в грузовике с надписью «люди»), съездить с бухгалтером в банк или с завхозом на склад, отвезти учеников на районный смотр. И одна из них очень печальная – служить в качестве катафалка. 
Эти автобусы ведут свой род от ГАЗ-03-30, который конструкторы Горьковского автозавода выпустили в 1933 году на базе полуторки – грузовика ГАЗ-АА. Прототипом его кузова послужил школьный автобус американской фирмы Ford. Это была небольшая машина, с деревянным, обшитым железными листами кузовом, и салоном на 17 мест. Автобус имел три двери: водительскую, переднюю правую для пассажиров и кормовую, тогда рассчитанную не для гробов, а для эвакуации живых пассажиров. Такая компановка, как и форма корпуса, а равно и традиция выпускать эти автобусы на базе грузовиков ГАЗ, сохранялась на протяжении полувека. В качестве модификаций выпускались санитарные автобусы ГАЗ-55 (тот самый, который упорно не заводился в «Кавказской пленнице», передвижные мастерские и лаборатории, а также военный трёхосный вариант модели ГАЗ-05-193

Добавлено через 4 минуты и 44 секунды
user posted image
В 1949 году на базе послевоенного грузовика ГАЗ-51 создали новые машины, получившие обозначение ГАЗ-651. Их салон стал немного просторнее и вмещал уже 19 посадочных мест, а новый 80-сильный двигатель разгонял машину до 70 км/ч.
user posted image
PM MAIL   Вверх
irinazanuda
Дата 20.3.2011, 10:53 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



Огромную помощь городскому и сельскому населению принесли небольшие, но вместительные автобусы Павловского автобусного завода (ПАЗ). Пазики пробирались в самом тяжёлом климате и без дорожного сервиса.
Сам завод был основан в 1930 году, но больше двадцати лет занимался выпуском инструмента. И только в 1952 году с его конвейера сошёл ПАЗ-651 (он же ГАЗ-651). Конструкторы завода решили изменить устаревшую форму кузова, заодно расширили салон за счёт переноса водительского сидения вперёд (слева от двигателя) - так в 1958 году родился ПАЗ-652. В нём задний вход для пассажиров, лбе двери-гармошки открывались теперь автоматически. Вместимость увеличилась до 37 человек, в салоне разместились 23 посадочных места. Недостатком оставалось слишком маленькие окна, дававшие мало света - решили компенсировать дополнительными окошками на изгибе кузова между стенкой и крышей.
В 1958 году на конвейер встала новая модель автобуса - ПАЗ672. Её отличал более мощный двигатель (115 л.с.), новая ходовая часть, чуть прибавилось места для стоячих пассажиров. Эта модель выпускалась до 1989 года. На Пазиках лежало 80% перевозок.

Добавлено через 1 минуту и 43 секунды
user posted image
PM MAIL   Вверх
irinazanuda
Дата 20.3.2011, 11:08 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



Немалую часть советского автобусного парка (импортировано 143000 машин) занимали венгерские Икарусы - пожалуй, самые популярные и самые комфортабельные машины 70-80-х годов. Об их популярности говорит хотя бы такой факт: это единственный автобус, который издалека узнавали маленькие дети, восклицавшие: "Икарус" едет!". А вот в марках отечественных автобусов разбирались немногие.
Но у Икаруса был и существенный недостаток - мощный дизельный двигатель сильно шумевший, создавал вибрацию (хорошо ощутимую на задних сидениях) и выбрасывал клубы удушливой копоти. От последней всегда страдали стоящие на остановках люди, и те, которые выполняли правила дорожного движения, обходил автобус сзади - прямо мимо выхлопной трубы.

Добавлено через 1 минуту и 3 секунды
user posted image
PM MAIL   Вверх
irinazanuda
Дата 20.3.2011, 11:27 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



Сразу после войны силами всего СССР началась индустриализация Западной Украины - до тех пор являвшейся самой бедной и отсталой провинцией Европы.  (Patap спокойно!). Уже 21 мая 1945 года был учреждён Львовский автобусный завод (ЛАЗ) - и началась грандиозная стройка. Сначала завод выпускал вспомогательное оборудование, а затем хотели наладить выпуск ЗИС-155. Однако было принято решение разработать новую модель автобуса. В её основу легли последние наработки, автобусов "Мерседес Бенц 321" и "Магирус". И уже в 1956 году был выпущен первый львовский автобус ЛАЗ-695.
Первая модификация автобуса имела крышу со стеклянными закруглёнными краями. Летом, в жару, это создавало неудобства. Поэтому стёкла уже через два года убрали. Зато появились козырёк над лобовым стеклом и воздухозаборник на задней части крыши - подававший воздух в моторный отсек, расположенный под задними сиденьями.
ЛАЗ-695 продержался на конвейере целых 46 лет, что можно назвать рекордом. За это время на трассу выехало более 300 000 львовский автобусов!
PM MAIL   Вверх
irinazanuda
Дата 20.3.2011, 11:44 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



Картинка Лаз
user posted image
PM MAIL   Вверх
irinazanuda
Дата 20.3.2011, 12:05 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



Конец века оказался не очень благоприятным для автобусов, выпуск упал до сотен машин даже на основных предприятиях. Новые модели не создаются. Общественный транспорт просто перестал развиваться. Кое-где от него сейчас остались одни воспоминания...

user posted image
PM MAIL   Вверх
Freyzer
Дата 7.4.2011, 16:10 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


обаятельный нахал
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 277
Регистрация: 12.12.2009
Где: на Марсе

Репутация: нет
Всего: 1



Ну не правда, Нефаз, тот же ПАЗик, еще как делают, а ГАЗель? Кстати, ЛиАЗ, первая мшина Совковых времен с автоматической коробкой передачь, не считая военной техники. Правдвда передачь у него было всего две  smile 


--------------------
Advocatus Dei smile. Advocatus Diaboli smileAjo!   
PM MAIL   Вверх
Papaciony
Дата 23.8.2011, 23:42 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Новичок



Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 5
Регистрация: 18.8.2011

Репутация: нет
Всего: нет



Автобусы собирались на века user posted image
PM MAIL   Вверх
irinazanuda
Дата 27.8.2011, 09:59 (ссылка) |    (голосов:2) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Опытный
**


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 906
Регистрация: 23.6.2010

Репутация: 2
Всего: 18



user posted image
PM MAIL   Вверх
Google
  Дата 25.6.2019, 16:35 (ссылка)  





  Вверх
  
Ответ в темуСоздание новой темы Создание опроса
Правила форума ЧТИВО:
Vingrad Forum • Форум "Чтиво" предназначен для публикации пользователями своих научных и философских статей, монографий, литературных произведений любого жанра, и мануалов. Необходимо полностью излагать текст произведения, а не давать только ссылку на ресурс, где оно опубликовано....
Запрещается публиковать материал к авторству которого пользователь (автор топика) не имеет никакого отношения....
Если Вам помогли и атмосфера форума Вам понравилась, то заходите к нам чаще! С уважением, dr.ZmeY.
 
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
« Предыдущая тема | Чтиво | Следующая тема »


 




[ Время генерации скрипта: 0.2924 ]   [ Использовано запросов: 22 ]   [ GZIP включён ]


Реклама на сайте     Информационное спонсорство

 
По вопросам размещения рекламы пишите на vladimir(sobaka)vingrad.ru
Отказ от ответственности     Powered by Invision Power Board(R) 1.3 © 2003  IPS, Inc.