Поиск:

Ответ в темуСоздание новой темы Создание опроса
> Наша инженерная культура 
:(
    Опции темы
Се ля ви
Дата 5.2.2013, 19:50 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Java/SOAрхитектор
****


Профиль
Группа: Модератор
Сообщений: 2010
Регистрация: 5.6.2004
Где: place without tim e and space

Репутация: 8
Всего: 126



Вообще в последнее время пишу довольно много на своей стене ВКонтакте. Вот, решил выставить на Ваш суд одну из статей, которая многим, надеюсь, будет наглядно ясна и понятна.

Обычно о нашем поражении в Холодной Войне говорят в политическом и экономическом ключе, упоминая о наших потерях в первую очередь в этих областях. Оно и понятно - эти потери наглядно видны и значимы, более или менее.

Так, в области политики мы в первую очередь потеряли значительные отторгнутые от России территории: при Хрущёве они были перераспределены внутри СССР в пользу национальных республик, а в 91-м эти республики сделали нам ручкой, став независимыми, тем самым отхватив эти территории и их попытки уже этнически зачистить эти территории для заселения своими породили ряд межэтнических конфликтов, самыми громкими из которых стали Приднестровье, Нагорный Карабах и Южная Осетия. Когда Россия входила в состав СССР, она была намного больше, чем та Россия, какой она вышла из его состава - практически все национальные республики, напротив, в результате этого приобрели себе территорий.

В области экономики обычно принято говорить о катастрофической утечке капитала, квалифицированных кадров и ресурсов, о том, что мы превращаемся (или уже превратились) в "сырьевой придаток Запада", либо его колонию, что является абсолютной неправдой, но не об этом мне сейчас хотелось бы повести речь.

Конечно, это всё значимые вещи, но они тем не менее, подменяют понятия. В такого рода рассуждениях СССР предстаёт просто как государство, такое же как Франция, скажем, просто более крупное и обладающее большими ресурсами. Говоря так, люди упускают, на мой взгляд, главное - то, что СССР предлагал миру. Ведь СССР был не просто государством народов, которых "сплотила на веки великая Русь", это была по сути модель глобализации, которая должна была распространиться на весь мир и когда во главе СССР стояли люди, которые были в состоянии управлять миром, возглавляемые Сталиным, речь не шла вовсе не о том, что бы зачем-то воевать с США и убивать этих несчастных американцев - речь шла о том, что бы глобализация, которая сейчас полным ходом идёт другим путём ("новый мировой порядок"), пошла по иному пути.

Наверное, нужно специально оговориться - многие из нас думают, что помнят государство СССР по состоянию, в котором государство с таким названием пребывало в 70-е и 80-е годы, но это в значительной степени уже не был тот проект, о котором я говорю. То, что мы застали, сохраняло некоторые, в основном внешние черты настоящего СССР, но по сути уже было принципиально, качественно иным, стремительно теряя внутреннее содержание. Этот проект начал терпеть крах вовсе не в 91-м и даже не в 86-м году, а практически сразу после смерти И.В.Сталина и Л.П.Берии. Советский Союз после ухода этих людей (а до них - А.А.Жданова и С.М.Кирова), как сложнейшая машина, к управлению которой пролезли дилетанты-вредители, пошла в разнос. СССР постепенно превратился в пародию на то, чем он должен был быть. По-этому, если мы хотим что-то ещё успеть узнать о настоящем СССР, то нашему поколению нужно слушать не столько родителей, сколько бабушек и дедушек, если они ещё живы - только они застали настоящий СССР.

Конечно, тема того, что предлагал в качестве мирового проекта глобализации до неузнаваемости изменённый Сталиным изнутри коммунистический строй (в силу чего он на некоторое время стал, не побоюсь этого слова, действительно русским) - тема очень большая (точнее - глобальная). Слишком большая для небольшого формата статьи в интернете, но если попытаться предельно кратно выразить саму суть этого проекта, то он заключался в том, что бы выстроить общество, в котором люди могли бы стать Людьми (именно так, с большой буквы "Л") в условиях, когда западный проект преследует прямо противоположную цель - стремится превратить всё человечество в животных. И это - не тот проект и не та цель, которые умирают лишь от того, что государство, которое решилось претворять этот проект в жизнь, потерпело катастрофическое поражение. Так что те, кто думают, что этот проект окончательно и бесповоротно уничтожен, на самом деле впадают в заблуждение.

Что бы продемонстрировать на конкретном примере, что этот проект и сегодня живее всех живых, я хотел бы немного коснуться не традиционных экономического и политического, а инженерного аспекта этого проекта.

Наверняка в этом месте читатель задастся вопросом - ну допустим политика - ладно, Маркс там со своим "Капиталом", работы Сталина и других идеологов, действительно могут служить в какой-то мере в политической и экономической (плановая экономика) сфере некими обособляющими СССР от всего остального мира факторами, позволяющими говорить о своеобразии этого проекта. Но что может быть более универсальным, чем инженерия? Что, советская техника чем-то принципиальным отличалась от, скажем, американской или немецкой? Ведь инженерия - это использование объективных законов физики, которые у всех - одни и те же: создание технологических устройств для рынка, для людей. Так где же тут могут сказываться культурные и духовные качества людей, эту технику производящих?

Оказывается, могут. Ведь техника делается для людей и влияет на них. Кроме того, система обслуживания техники так же обладает влиянием на человека, ей пользующегося. Характер этого влияния как раз и отражает инженерную мысль конструктора, которая лежит в русле его инженерной культуры.

Для наглядного примера предлагаю взглянуть на автомобили, как на наиболее яркую и показательную сферу рынка технических устройств.

Если мы вернёмся во времена, когда наше автомобилестроение было более или менее сильным и могло спорить с западным, то мы увидим интересную особенность именно русских автомобилей.

Подход русских конструкторов, глубоко укоренённый в том числе и в головах конструкторов, заключался в том, что бы в максимально-возможной степени служить развитию человека, предоставив возможность водителю, при обладании им соответствующей технической квалификации и необходимых для этого инструментов, дать ему возможность самому исправить как можно более серьёзную неполадку. Т.е. автомобиль делался так, что бы, если в нём что-то поломалось, водитель мог открыть капот, поднести из багажника коробку с инструментами и, покопавшись, самостоятельно исправить неполадку.

И только если человек был абсолютный профан в технике и он, не смотря на то, что для него всё сделали, что бы он сам развивался, изучал и овладевал навыками, всё равно с несерьёзной поломкой обращается в сервисный центр — это значило, что он — абсолютный лох и его, как всякого лоха, каждый механик считал своим долгом учить (как говорится, «лоха — учат»). Учёба в данном случае заключалась в том, что ему навешивали лапши на уши о том, что у него и тут всё плохо и там, и тут нужно деталь такую-то заменить, и там смазать, и вообще как ты ездить-то умудрялся в этой машине — в каком она ужасном состоянии? И за это, естественно, нужно было раскошеливаться по полной программе...

Нормальных людей именно в русском смысле — т.е. смышлёных, работящих и любящих возиться с техникой, это, конечно, не касалось — они прекрасно сами знали, что у них с их машиной и в сервисные центры практически не обращались, а даже если обращались, то просили конкретно — заменить то-то и то-то если по каким-то причинам не могли, а всякую лапшу на уши им под это дело навешивать не удавалось — лохами они не были и незачем было их по-этому учить.
Лохами тогда были все те, кого мы сейчас, к сожалению, уважаем и на них ровняемся — в основном лишь внешне-русские люди из среды безрукой, гнилой интеллигенции, которые корчили из себя не пойми кого, считая ниже своего достоинства возиться с техникой, прикрывая этим свою неспособность в ней разобраться — вот их-то и заставляли раскошеливаться! smile

Была, впрочем, у этой системы одна маленькая уязвимость — некоторые лохи избегали этого жизненного урока, усвоив другой — в автосервис нужно обращаться лишь исключительно к хорошим знакомым, а лучше — к родственникам, которые не станут дурить...

Здесь важен принцип того, что такая, чисто-русская по духу система, была всецело заточена на то, что бы мотивировать человека развиваться, овладевать навыками и технологией, обретать независимость и самостоятельность. В этой среде формировался самодостаточный человек, крепко стоящий на своих ногах, зависимость которого от государственной системы чем дальше — тем больше снижалась.

Кстати, по всему похоже, что такая же ситуация сейчас наблюдается в медицине — не лохи избегают больниц и следят за своим здоровьем самостоятельно, занимаясь йогой, любительскими видами спорта или хотя бы регулярно посещая фитнес-центры, а лохов доктора вместе с формацевтическими компаниями накачивают всякой химией под завязку. Правда, эту ситуацию немного придавливают компании, занимающиеся медицинским страхованием, бизнес-интересы которых как раз и состоят в том, что бы такого разгула не допускать...

Но, вернёмся к автомобилестроению. В Западном автомобилестроении какое-то время так же имел место такой подход, автомобили 60-х и 70-х ещё можно было чинить самостоятельно, но со временем он был выдавлен совершенно иной, античеловеческой инженерной культурой. Попробуйте открыть капот современного европейского, японского или американского автомобиля. Что Вы увидите? Всё запаяно, закрыто, ни к чему не подобраться. В итоге даже если Вы имеете необходимый уровень компетенции, ни необходимых инструментов не раздобудете, ни запчастей (они поставляются лишь исключительно дистрибьюторам, с которыми заключены соответствующие договора) — и по любой, даже мелкой, плёвой поломке, будете вынуждены обращаться в автосервис, потому что если вскроете пломбы — потеряете гарантию.

На Западе это, конечно, компенсируется тем, что обращающихся не считают за лохов и не обманывают, стимулом к этому служит перманентный страх за свою репутацию в обществе, как основному фактору конкуренции. Человек, которого хоть раз публично уличили в злоупотреблении, теряет лицо перед людьми и, как следствие, теряет клиентов, даже если как-то избежит судебного преследования по закону о правах потребителей.

Опять же, советских автослесарей их репутация абсолютно не беспокоила — в чьих глазах репутация — в глазах лохов? Да пошли они в ж...! А реальным мужикам — сделаем как надо, если что — и все, кто надо, это знали!

Обобщая, можно сказать, что на Западе обеспечивается качественный сервис, в системе которого можно без труда деградировать, превращаясь в диванный овощ за телевизором с пультом, толстяка-обжору, еле-еле переваливающегося с ноги на ногу из-за питания фаст-фудом, больного, который, как наркоман, постоянно сидит на лекарствах и т.д.

По-этому я и пишу, что двлеющая ныне на западе инженерная культура — это часть системы с прямо-противоположным подходом — система поощрения деградации, а не развития людей. Неудивительно, что наиболее гнилые люди у нас в Советсткие времена завидовали Западу — если ты не даешь людям деградировать, а заставляешь их развиваться, то те, кто хочет комфорта, что бы лежать и лишь хрюкать, будут этим искренне недовольны! Другое дело, что лохи по определению не способны ни на что, по-этому бояться их недовольства глупо...

Ещё на памяти моего поколения то же самое произошло с компьютерами. В 90-е я, как и многие мои сверстники и ребята по-старше, собирал компьютеры знакомым и родственникам, компонуя их из запчастей — оперативную память, материнскую плату, винчестер, сетевую карту — разбирался в том, какая деталь надёжнее, какая — лучше, какая — дешевле и т.д. Учась в общем-то на программиста, а отнюдь не на системного администратора, я полностью собирал компьютер, за которым работал, сам и относился как к лохам к своим приятелям, которые купили его, собранный целиком в какой-то фирме втридорога при том, что, на мой взгляд, им там и собирали его хуже и детали использовали значительно худшие, чем нашёл бы я даже за существенно меньшие деньги. Я, как и многие мои сверстники, в этом разбирался, совершенствовался...

Античеловеческая, западная инженерная культура была тогда представлена модной ныне фирмой Apple. Модные нынче, но практически неизвестные в 90-е у нас компьютеры альтернативной архитектуры — макинтоши — с самого своего начала были как раз-таки порождением именно деградационной, западной инженерной культуры — их невозможно было никак upgrade`ить — только продать и купить новый, более мощный. Образ Стива Джобса сейчас чуть ли не обожествляют его фанаты, IPhone сейчас чуть ли не у каждого, но какую инженерную культуру он продвигал? В кого он превращал своих пользователей? Деградационную культуру он возводил в наиглавнейший принцип — удобство, комфорт и при этом, что для них принципиально-важно — полный контроль за обслуживанием!

Первые IPhone`ы даже когда покупали в США, привозили в Россию — они не работали, приходилось как-то перепаивать их, что бы заставить работать. Даже программировать под IPhone`ы спокойно по-моему, до сих пор невозможно — всё, что Вы напрограммировали, нужно отсылать в Apple, что бы они ознакамливались и давали или не давали соответствующее разрешение (под предлогом борьбы с потенциальными вирусами).

К сожалению, эта культура сейчас пожрала уже и компьютеры, что я с грустью наблюдаю в настоящее время — ноутбуки, фактически заменившие стационарные компьютеры, сейчас делают так, что там лишь оперативную память доставить можно, а нередко даже и её уже не доставишь — всё закрыто, везде пломбы, чуть ли не пишут «Не влезай — убъёт!». Нет уже и речи о том, что бы заменить материнку или доставить звуковуху по-лучше, чем стандартная. И Маки, которые издавна были лишь у чудиков, теперь у каждого второго... :(((

Но вернёмся к автомобилям.
Сейчас в автомобилях мы у себя в России наблюдаем поистине жуткую картину от уродливого скрещивания этих моделей. Теперь к нам поставляют западные и японские автомобили, которые сделаны, исходя из западной инженерной культуры, но при этом автомеханики и автослесари продолжают следовать русской инженерной традиции и «учат» «лохов», в качестве которых теперь вынуждены выступать уже по всем понятиям нормальные русские люди!!!

К чему это приведёт — неизвестно...

Но мы продолжаем борьбу за человечность, как можем. Так, остаётся без заслуженного внимания тот факт, что в мире в настоящий момент есть 3 центра информационного общества будущего. Один из них — Кремниевая (часто ошибочно называемая силиконовой) долина с США, второй — Финляндия и третий — Сингапур. У нас предатели и идиоты во власти в основном смотрят в сторону США и, естественно, когда речь заходит о развитии информационного общества, опыт стремятся перенимать в первую очередь оттуда, пуская Россию по тем наезженным рельсам. Однако, согласно ряду исследований (напр., прекрасная книжка «Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель» П. Химанен и М.Кастелс — http://www.ozon.ru/context/detail/id/1595026/?partner=selavy ), для нашей страны значительно лучше подошла бы именно финская модель.

Тем, кто до сих пор считает, что Финляндия — задворки Европы, скажу лишь 2 слова для отрезвления — Linux и Nokia. В реальности Финны сделали умопомрачительный рывок в области технологий и даже недавняя заминка с тем, что они не рассчитали популярности телефонов на базе платформы Android, что привело к их некоторому вытеснению с рынка — удар, который они, я уверен выдержат.

Финская модель состоит в том, что никаких авторских прав, никаких арестов за взломы в том числе и банков в этой стране нет. У них вообще нет понятия преступления, связанного с компьютерами. Нам, т.е. программистам, задавленным информационной культурой кремниевой долины, трудно в это поверить, что программисты в Финляндии не боятся, что их арестуют за то, что они делают, сидя за компьютером (правда, финны, выезжающие за рубеж порой подвергаются преследованиям). Финляндия — страна хакеров, свободных от всяческих запретов на распространение информации. Не зря там родился и вырос такой человек, как Линус Торвальдс — отец Linux`а и фигура первой величины в OpenSource-сообществе! Сообществе, основные идеи которого так близки нашей инженерной культуре (думается, не даром из капиталистических стран одни из самых тёплых отношений были у нас именно с Финляндией, а при царе эта страна даже входила в состав Российской Империи).

Этим я хочу продемонстрировать простую мысль — проект, который мы двигаем, не из тех, что умирают и он отнюдь не потерпел глобального поражения с развалом СССР. Да, это тяжёлая утрата, но борьба продолжается. Мы лишились одного центра, нас частично рассеяли, но образовались новые центры и сегодня черты этого проекта видны во многих, на первый взгляд случайных мировых тенденциях.

Цель развиваться, становиться людьми, культивируя в себе лучшие, высшие человеческие качества и бороться с низостью, пошлостью и глупостью — слишком великая цель, что бы считать, что раз государство, которое пыталось её продвигать, потерпело поражение, то на ней можно ставить крест.

И если мы это поймём, то увидим, что сейчас, когда и это государство, и этих правителей пытаются всячески оболгать, нас просто разделяют и властвуют. И хотя бы по-этому вести такие споры не нужно. Взять хотя бы тот же уже упомянутый мной в статье про демократию спор с коллегой по работе относительно народовластия (в котором я обратил его внимание на то, что первый шаг к истинной демократии — это образование и, заначит, Сталин, продвинувший его в СССР на небывалую высоту, приближал именно демократию). Я увидел главное — этот человек хотел того же — развивать нашу, родную, человеческую культуру, превращающую человека в того, о котором ещё М.Горький сказал: «Человек — это звучит гордо!». Я думаю, что все, кто искренне проводят в жизнь эту концепцию — наши союзники, как бы им не поездила по ушам антисталинская и антисоветская пропаганда — и не спорить с ними о Сталине надо, а дело делать. А если дело с нами общее будут делать, становиться людьми — то и Бог с ними — пускай считают, что Сталин и Берия — исчадия ада, если им так легче.


--------------------
  )
 (
[_])
проф. блог

Кролики думали, что занимаются любовью, а на самом деле их просто разводили...
PM MAIL WWW Skype GTalk   Вверх
beroal
Дата 10.4.2013, 21:13 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Бывалый
*


Профиль
Группа: Участник
Сообщений: 211
Регистрация: 18.1.2003
Где: Украина

Репутация: нет
Всего: 3



Цитата(Се ля ви @  5.2.2013,  16:50 Найти цитируемый пост)
если попытаться предельно кратно выразить саму суть этого проекта, то он заключался в том, что бы выстроить общество, в котором люди могли бы стать Людьми (именно так, с большой буквы "Л") в условиях, когда западный проект преследует прямо противоположную цель - стремится превратить всё человечество в животных

Му-ха-ха-ха-ха. Дальше можно не читать.
PM WWW   Вверх
CompWorm
Дата 14.3.2014, 06:11 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


Допеределыватель
***


Профиль
Группа: Участник Клуба
Сообщений: 1688
Регистрация: 6.12.2004
Где: /

Репутация: нет
Всего: 31



Цитата(beroal @  10.4.2013,  21:13 Найти цитируемый пост)
Му-ха-ха-ха-ха. Дальше можно не читать. 

а зря. 

Я осилил многобуквие, но я вот не понял, Се ля ви, в чем посыл?

ты описал два пути развития - западный, быстрый, и советский, вдумчивый.
пример:
представим, что мы собираем веник... 
позиция русских - все сделать правильно, чтоб были сменные ветки и ручка из титана. так чтоб на века и мастер-френдли. 
позиция запада - сделать веник быстро, из соломы, которая повылетает после первого использования, с очень приятной юзер-френдли ручкой из китайского пластика. Но за то разработка займет в разы меньше времени, веников наштампуют миллионы, они будут доступны, спрос удовлетворен, появятся новые идеи и к моменту когда русские выпустят свой первый титановый веник стоимостью чугунного моста, на западе уже изобретут пылесос. 
...тоже из китайского пластика, с еле сосущим движком и в который не подлезть с отверткой даже опытному специалисту.

Мораль:
1) СССР не находился в вакууме, были другие страны, и для соответствия скорости развития загниваюшего запада, он должен был очень напрягать инженеров и вкладывать в разы больше денег в каждый веник. то есть работать на износ.

2) цели разные - удовлетворение спроса и удовлетворение качества. эти цели являются двумя крайностями одной и той же сущности. Одна ничем не лучш другой... обидно, что по результатам холодной войны одна стала востребовоней другой.



--------------------
PM MAIL   Вверх
Bulat
Дата 14.3.2014, 08:22 (ссылка) | (нет голосов) Загрузка ... Загрузка ... Быстрая цитата Цитата


татарский Нео
***


Профиль
Группа: Завсегдатай
Сообщений: 1636
Регистрация: 22.3.2006
Где: за углом

Репутация: нет
Всего: 57



Цитата(Се ля ви @  5.2.2013,  19:50 Найти цитируемый пост)
проект, который мы двигаем

Собственно, что за проект?? Ну мне как порядочному юниксоиду интересно!  smile 


--------------------
менеджер по кодеврайтингу  smile 
PM MAIL WWW ICQ   Вверх
Google
  Дата 22.5.2019, 12:05 (ссылка)  





  Вверх
  
Ответ в темуСоздание новой темы Создание опроса
Правила форума ЧТИВО:
Vingrad Forum • Форум "Чтиво" предназначен для публикации пользователями своих научных и философских статей, монографий, литературных произведений любого жанра, и мануалов. Необходимо полностью излагать текст произведения, а не давать только ссылку на ресурс, где оно опубликовано....
Запрещается публиковать материал к авторству которого пользователь (автор топика) не имеет никакого отношения....
Если Вам помогли и атмосфера форума Вам понравилась, то заходите к нам чаще! С уважением, dr.ZmeY.
 
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
« Предыдущая тема | Чтиво | Следующая тема »


 




[ Время генерации скрипта: 0.2471 ]   [ Использовано запросов: 22 ]   [ GZIP включён ]


Реклама на сайте     Информационное спонсорство

 
По вопросам размещения рекламы пишите на vladimir(sobaka)vingrad.ru
Отказ от ответственности     Powered by Invision Power Board(R) 1.3 © 2003  IPS, Inc.