Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате |
Форум программистов > Разные вопросы > Как объяснить руководству, что ТЗ не каприз |
Автор: Матильда 24.8.2011, 13:20 |
Доброго времени суток! Я занимаюсь системой документооборота нашей компании. Мои коллеги и являются заказчиками. Вчера получила письмо от начальницы одного из отделов – сплошной поток сознания. Стала требовать от девушки хотя бы какого-то ТЗ, но девушка нашла поддержку у нового технического директора. Позиция техдира: «Ты программист – ты и делай». Объяснить, что сделать-то я не против, но для начала было бы неплохо понять, что именно от меня требуется, не получилось. Требование ТЗ было воспринято как каприз. Мне было предложено побеседовать с заказчицей. Опыт подобных бесед у меня, к сожалению, имеется. Например, один человек, у которого я во время беседы пыталась выяснить, что он хочет, честно сказал: «Ну, мне сложно тебе сказать, что мне надо. Ты как-нибудь сделай, а я потом посмотрю и скажу, что переделать». В результате подобного подхода постоянно приходится переделывать готовые задачи, иногда с нуля, а иногда и не по одному разу. Когда люди пишут ТЗ, они хотя бы задумываются над тем, что же им на самом деле нужно, но девушке думать лень. Очень надоело наступать на одни и те же грабли. Кто-то может подсказать, как объяснить техдиру, что ТЗ не каприз? |
Автор: Freyzer 24.8.2011, 13:27 |
Реально, только вот это - хочешь верь, хочешь не верь, дело твое - напиши вирус, хакающий все базы данных, весь документооборот, вобщем все файлы связанные с работой непосредственно. - А после, разведи руками и скажи, что просили написать, то и написала. Незабуть только бекап сделать всего что хакаешь. А потом, на определенных, договорных условиях яви чудо восстонавления всего что пропало. У меня это сработало. |
Автор: Матильда 24.8.2011, 15:32 |
Freyzer, твой вариант решения проблемы очень оригинальный, мне нравится. ![]() Только, увы, у нас так не прокатит. База у нас бекапится, из бекапа ее и без меня восстановят. Всех, кто делает что-то очень нехорошее с базой, увольняют без разговоров, а смена работы в мои планы на данный момент не входит. Хочется еще опыта поднабраться. |
Автор: _Y_ 24.8.2011, 21:42 |
Если говорить серьезно, а не о вирусах рушаших базы, то проблема известная. Ни один заказчик ни разу не написал хорошего техзадания. Во всем мире, наверное. Может это даже и невозможно. Поэтому техзадание пишет исполнитель, опрашивая заказчика. Но ИМХО лучше не писать техзадание на всю работу, а работать по какой-нибудь из схем Agile. Софт разрабатывается иттерационно и техзадание (хотя называется там оно иначе, да и функцию несет несколько иную) пишется только на одну короткую иттерацию. Советую порыться на ключи Agile, Extreme programming, Scrum. |
Автор: Shlit 24.8.2011, 22:29 |
Не по профилю, но в тему, видел однажды на производстве такую картину. Подходит один такой ИТР к токарю, говорит, выточи ось. Тот спрашивает, какого диаметра. Этот букву О из пальцев строит - "вот такого". Токарь берет штангенциркуль и говорит: "не шевелись!". И штангелем замеряет размер отверстия из пальцев. |
Автор: kin 25.8.2011, 08:26 |
Привет! Как вариант. Изложи на бумаге свое видение этого задания, в любой, устраивающей тебя, форме, и отнеси на утверждение технического директора и дамы-заказчицы, чтобы они поставили там короную фразу "Согласовано" и "Утверждаю". После того, как выполнишь, пусть они подпишутся, под так называемым, актом приемки, типа "все сделано согласно ТЗ, и претензий не имеем". А дальше, если им что не по нраву, то этими бумажками прямо в морду лица, и переделка за соответствующее вознаграждение, премию, или любой другой, устраивающий тебя, вид материального стимулирования... |
Автор: _Y_ 25.8.2011, 21:55 |
В простейшем варианте делается именно так, как kin сказал. Только вежливо, без морд лица. Зачем? Лучше так: - У нас претензия - оливковый цвет не сочетается с двоичным представлением кроликов. - Ах извините, сейчас проверим что там я в техзадании недочитал. Внимательно-доброжелательно-демонстративно смотрим старое-доброе-самонаписанное техзадание. - Да нет. Вот ведь у нас с Вами написано "представления кроликов должны сочетаться с консистенцией и удельным весом параллельных вселенных". А про сочетание с цветовой гаммой ни слова. |
Автор: bilbobagginz 25.8.2011, 22:43 |
kin, _Y_, правильную мысль несете, товарищи. Матильда, главное, чтобы переговоры о задании и его спецификациях, с подписями зашли в документооборот. ты же документооборотом занимаешься ;) Кроме того, пойми что когда работаешь с реальным клиентом, происходит нередко тоже самое. в стиле "хочу чтобы туфельки снаружи были маленькими, а изнутри - просторными". |
Автор: Матильда 7.9.2011, 18:03 |
Я, похоже, ввела всех в заблуждение, использовав термин ТЗ. Конечно, я не требую от коллег ТЗ, написанного по всем правилам. Но, мне кажется, человек, который не первый месяц/год работает в компании и постоянно пользуется системой, вполне способен написать что-то типа: хочу, чтобы в системе появился новый тип заявок, которые будут называться … . Заявка создается под профилем … . В заявке должны быть поля …. В … полях текст вводится ручками, в … полях выбираются варианты из выпадающего списка (перечисляются варианты). После создания заявка отправляется … Ну и т.д. Многие коллеги, не будучи программистами и даже не имея технического образования, с подобным описанием вполне успешно справляются. Если задачка небольшая, а коллега адекватен, то он может вообще ничего не писать - подходит, рисует на листочке картинки или объясняет на словах – вот и все задание. Но существует определенная категория людей, которая присылает в письме некий набор слов. Понять, что человек пытался сказать, невозможно. Встречаюсь с человеком, выясняю, что человек хочет, например, новый тип заявок. Далее происходит примерно такой диалог: - Под каким профилем будет создаваться заявка? - Ну, я не знаю… ну, сделай как-нибудь… ну, пусть под профилем … или лучше …? Ладно, делай пока… . - Какие поля д.б. в заявке? - Ну, я не знаю… ну, сделай какие-нибудь … ну пусть будут … а может нет? Ну ладно, делай … а я потом еще подумаю. - Так может, ты подумаешь, а потом мы встретимся еще раз? - Зачем??? Все и так понятно. И вообще у меня времени нет! После продолжительного допроса с пристрастием, примерно выясняю, что человеку надо. Сама подробно описываю задачу и рассылаю всем заинтересованным лицам на утверждение. Лица отписываются, что они со всем согласны. Делаю. Отправляю на тестирование. Далее выясняется, что поля в заявке должны быть другие, создаваться она должна под другим профилем и перемещаться по совсем другому маршруту, да и вообще они имели ввиду не заявку. В результате все переделывается, иногда с нуля. Причем не факт, что новый вариант окажется тем, что народ действительно хочет. Когда я ссылаюсь на письма, в которых они мне отписывались, что согласны с описанием задачи, народ соглашается, что да, тогда они думали так, но потом еще раз подумали и передумали. Я пыталась объяснить техдиру, что чем лучше описана задача – тем быстрее она будет выполнена. Во время личной встречи некоторым людям думать лень, и, чтобы эта зануда поскорее отстала со своими вопросами, они отвечают первое, что приходит в голову. Если же они будут сами по шагам описывать желаемое, то им придется задуматься и ответить таки на вопросы. Подобные объяснения воспринимаются как капризы и нежелание работать. Если я потребую подписи на листочках с заданием, то это опять таки будет воспринято как каприз. О том, чтобы переделывать что-то за доп. оплату речи быть не может. Я сижу на окладе, сверхурочно меня никто работать не заставляет. А то, что работаю, так это моя инициатива и => мои личные проблемы. Интересно, я много хочу от людей и на самом деле это нормальная ситуация, с которой нужно смириться? Или проблема решаема? Прошу прощение за многословность – наболело. |
Автор: Freyzer 20.9.2011, 15:33 |
Проблема решена, ты сидишь на окладе. Какие еще вопросы? Что касаемо остального при таком подходе к решению мизерных проблем - вот схема по которой я могу построить решение вашей задачи, все остальное побоку (схемы, само - собой, строй сама). |
Автор: Kuza 16.11.2011, 09:39 | ||
Это, по-моему, из области "хочу то, не знаю, что", либо человеку кто-то свыше также непонятно объяснил, либо не хотят думать сами, а хотят увидеть сразу готовый результат, но не факт, что он их устроит. Безусловно, четкое ТЗ намного упрощает работу. |
Автор: rodnover 16.11.2011, 11:37 |
Докучать как можно больше и надоедать (включать блондинку это сейчас называется?). Тогда сами поймут, что лучше расписать. Я своему начальнику сказал (благо мы рядом сидим и вопросами я ему докучать постоянно могу), чем больше ты напишешь на листочке чего хочешь видеть, тем лучше. Лишнее я сам уберу, а по всему не достающему буду с вопросами бегать. После второго задания и моего тысячного подхода с вопросами "А как должно быть...", "А если произойдет это...", он понял, что не очень ему удобно. После этого проблем нет. Задание всегда через-чур полное и по вопросам к нему приходится бегать уж в крайнем случае. До меня он чего-то наговорит людям, они чего-то сделают, в итоге никто не знал как оно работало. |
Автор: Kuza 21.11.2011, 11:46 | ||
![]() Я предпочитаю сразу задать всю кучу вопросов по поводу ТЗ, зато потом спокойно работаю и директора не "дергаю", сдаю готовую работу, все ок, как правило не дорабатываю потом ничего. |
Автор: RockClimber 24.11.2011, 11:26 | ||||||
Не знаю, насколько топик актуален, но добавлю свои пять копеек.
Тут скорее всего ситуация, когда на человека повесили возню с техзаданием, а он не хочет этим заниматься. Вариантов много. Скорее всего, у тебя такие перспективы: в организации будет постоянно идти возня и всякие подковерные игры, все будут пытаться тащить одеяло на себя и т. д. Даже если ты этого не видишь, не факт, что этого нет. Лучше всего для тебя будет найти вышестоящего человека, который будет защищать твои интересы, или хотя бы будет с тобой "дружить против них". А дальше просто - реализовываем принцип "больше бумаги - чище задница": больше писем туда-сюда, своего и его начальника в копию и т. п. Начинаешь тонуть в письмах - тащи их за собой ![]() Например. Пишешь письмо, предлагаешь встретиться. Человек отказывается. После пары-тройки раз идешь к его начальнику и спрашиваешь: а кто у вас вообще ответственный за это дело? Пусть назначит, и как можно более официальным способом. Если человек не знает, что ему надо:
1) экономия времени 2) все будут считать, что ты все схватываешь на лету 3) проще потом выставить человека идиотом. Он же спешил, думал в этот момент о другом и скорее всего через неделю уже не вспомнит. Естественно, к разговору нужна тщательная подготовка. Или так: приходишь к их директору и говоришь: "проанализировав это и это, мы пришли к выводу, что такие-то функции можно переложить на эту систему, такие-то - сюда, заявки согласовывать по почте и т. п., а рассматриваемая система не нужна". Но это уже из высшего пилотажа. В общем, печальные перспективы у тебя - только интриги плести. В конце концов, если тебя оттуда никто не гонит - попробуй начать их тонко троллить, хотя бы удовольствие получишь. |